В Бурятии известный мастер резьбы по дереву рассказал о своем бизнесе
Художественная, ювелирная резьба по дереву - достаточно редкий вид деятельности, освоить такой сложный вид искусства способен далеко не каждый человек. О специфике, особенностях профессии, о своем пути рассказал известный в Бурятии мастер художественной резьбы, владелец мастерской «Жан» Евгений Тудупдоржиев.
Художественная, ювелирная резьба по дереву - достаточно редкий вид деятельности, освоить такой сложный вид искусства способен далеко не каждый человек. О специфике, особенностях профессии, о своем пути рассказал известный в Бурятии мастер художественной резьбы, владелец мастерской «Жан» Евгений Тудупдоржиев.
- Евгений Тумурович, что означает название вашей мастерской, почему «Жан»?
- Здесь нет никаких тайн, это название связано с моим именем, Евгений – Женя – Ежен – Жан, что-то созвучное. Когда я выбирал название, хотел, чтобы это было что-то личное, так и вышло. Плюс — это название короткое и емкое, в духе времени, современное. По крайней мере, с 2006 года, когда я запустил работу мастерской в нижней Иволге, оно не устарело, напротив, стало узнаваемым.
- Как к вам пришла идея об открытии мастерской? Что вас подтолкнуло к этому?
- Честно говоря, у меня всегда была склонность к творчеству, еще со школьной скамьи. Помню, что, начиная с третьего класса я был в школьной редколлегии, выпускал стенгазету. У меня всегда была предрасположенность к рисованию и желание что-то делать, быть полезным, куда-то двигаться. Мое умение рисовать пригодилось мне в жизни не раз. Например, во время прохождения службы в армии я был «писарем». Многие не знают, что в свое время у демобилизующихся военнослужащих была такая мода- оформлять альбомы с фотографиями из армии, подписями к ним, рисунками. Это была целая традиция со своими правилами. Мне это нравилось, людям нравился результат моего творчества.
После армии я какое-то время трудился в других сферах, но потом обнаружил, что можно, так сказать, рисовать по дереву. Я работал с металлом, был токарем, фрезеровщиком, но все-таки с ним нужно иметь очень тонкий, технический, более математический склад ума, а при работе с деревом можно задействовать фантазию, давать размах творчеству, что мне куда больше подходит. А дерево – такой материал, на котором можно отразить не только природную красоту, но и внедрить, создать собственные узоры. Дерево само по себе очень приятный в работе, податливый, теплый природный материал. Так я решил, что буду развиваться в этом направлении. Я нигде не учился этому, я самоучка, как и многие народные мастера, до всего доходил сам, своим умом, во время практики, работы. Дело в том, что даже если будешь сто лет учиться, все равно не постигнешь всех хитростей и особенностей в художественной резьбе по дереву. Этот как раз тот случай, когда лучше раз попробовать, чем сто раз об этом прочитать.
- А кто вы по профессии, вы же получили образование?
- Я учился на менеджера, эти знания мне сейчас в жизни довольно ощутимо помогают, все-таки у нас товарно-денежные отношения, капитализм, так что способность за этим профессионально следить и управлять этим очень кстати. Эти навыки я соединяю с творчеством.
- Что именно вы производите? Насколько высокий спрос на ваши услуги по Бурятии?
- Спектр услуг у нас на самом деле, очень широкий. Моя мастерская выпускает мебель, элементы интерьера, малые архитектурные формы, беседки, детские площадки, стулья, есть у нас сувенирная продукция. Спроса на такие вещи, с самобытным колоритом, в Бурятии более чем достаточно. Моя работа не зависит от сезона – людям в любое время года нужна мебель, а мы делаем уникальные вещи.
Если говорить о материале, то, как и многие мои коллеги, обычно обращаюсь на завод Полистройдеталь, у них после сушилки у них есть продукция в продаже. Чтобы было понимание, дерево порой покупаю и сырые деревянные материалы, затем длительно сушу у себя. В целом, у меня в мастерской огромное количество разных материалов, все-таки никогда не знаешь, что клиенты закажут завтра, а нужно быть готовым ко всему. Я работаю со всем деревом, осина, кедр, осина, береза, ограничений никаких нет, я умею почти все.
- Что люди заказывают в вашей мастерской чаще всего и кто ваши заказчики?
- Совершенно разные вещи. Чаще всего это мебель, на втором месте художественное оформление беседок, территорий отдыха, дачных участков, усадеб, детских площадок, предметов декора и дизайна для туристических объектов. Мои заказчики — это не только жители Бурятии, это жители Сибири, а теперь еще Дальнего Востока и России в целом. Учитывая, что мастеров художественной резьбы по дереву в стране не так много, на самом деле, мы все наперечет, поэтому иногда заказы у меня расписаны на месяцы вперед. С логистикой сейчас проблем нет, мы доставляем продукцию в разные регионы благодаря доступной работе транспортных компаний.
Спокойно выезжаем на место. Однажды в моей практике был случай, когда строители сделали дом, беседку, колонну, крышу и навес и все это нужно было украсить узорами. Тогда мы отработали прямо на месте, вообще часто выезжаем на дачные участки, которые люди хотят облагородить, украсить архитектурными формами.
- Вы отмечаете, что все мастера высокого класса наперечет, но конкуренция все же есть?
- Конечно, конкуренты, как и в любой сфере они также есть. В Бурятии есть несколько крупных мастеров, но если говорить о мебели, что, в основном, наши общие с ними конкуренты - это фирмы, делающие мебель из опилок, МДФ, ДСП. Такая продукция дешевле в изготовлении, широко представлена на рынке. Так сложилось, что многие забыли про природный материал, а ведь мы живем не в пустыне. У нас кругом леса, но часто заборы делают из досок, а мебель - из опилок. На мой взгляд, это неправильно.Знающие люди понимают, что мебель из чистого дерева будет более надежной, долговечной, а главное, безопасной для здоровья, ведь это экологически чистый материал. К счастью, понимающих это людей становится все больше. Отмечу еще одну тенденцию: в последнее время пошли заявки на реставрацию деревянной мебели, иногда это настоящие раритеты. Люди уже не готовы просто выбрасывать качественные вещи, они готовы дать вторую жизнь бабушкиному комоду или дедушкиным венским стульям. И они полностью правы: у такой мебели можно снять верхний слой краски, иначе покрасить, декорировать, создать художественный узори она послужит еще долгие годы. И я всячески поддерживаю такие начинания, мне вообще хотелось бы, чтобы люди делали в выборы в пользу дерева, а не прибегали к его заменителям. Ведь от этого часто зависит здоровье человека.
- У вас на сайте представлены примеры вашей продукции. Есть, например, очень красивые стулья с орнаментами, поистине уникальные. Наверное, они довольно дорогие?
- Конкретно такой стул с восточным узором, о котором вы говорите, стоит порядка 30 тысяч рублей. Каждый из них – неповторим, узоры создаются конкретно под клиента. Сначала я задаю человеку наводящие вопросы, потом мы отбираем с ним варианты узоров из нарисованных мной эскизов, так что это по-настоящему уникальные вещи, тут вы правы. Часто их заказывают на подарок.
- Вы работаете один?
- Сейчас уже, конечно, нет, у меня целая команда с налаженным распределением труда. Кто-то клеит, кто-то режет, кто-то обрабатывает материал и делает заготовки, некоторые свою часть работы делают у себя дома, у нас это можно. Так сказать, удаленная работа. Главное, что в итоге все части соединяются в мастерской под моим контролем. Площадь ее довольно большая, там можно собрать в полный рост даже высокую беседку, с этим проблем нет, потолок у нас высокий, места хватает для всех. В среднем, на один заказ уходит около месяца, иногда чуть больше или чуть меньше.
- Чувствуется, что вы любите свою работу. За что?
- Мне в ней очень нравится, что она позволяет мне реализовать свой талант, воплощать свои творческие фантазии, дает мне возможность самовыражения, создает почву для развития как для человека, так и художника. Все это в целом для меня образует гармоничный баланс в жизни, а человек ведь счастлив тем, чтобы, прежде всего, жить в гармонии с природой и самим собой.
- Скажите, а как бизнес, вы получали какую-нибудь государственную поддержку? На сегодня ведь существует много ее видов.
- Да, здесь я бы отметил Центр «Мой Бизнес», где мне очень помогли. Дали возможность заявить о себе не только на уровне Бурятии, но и в Сибири, с помощью Центра я принял участие в выставках в Новосибирске. Специалисты центра помогли мне развить рекламу в социальных сетях, я, пользуясь случаем, выражаю им огромную благодарность за их поддержку и содействие. Не так давно я принял участие в их бизнес-акселераторе – это очень эффективная обучающая программа от узких специалистов. Такие программы помогают людям определиться с призванием, занять свою нишу, найти свое дело и быстрее достигнуть свои цели.
- У вас много идей, да? Поделитесь своими планами?
- На самом деле, да, у меня в голове очень много идей, они лишь ждут своего часа. В основном, это проекты, которые мне хочется реализовать. Не все получается так быстро, как бы мне хотелось. Как и на весь бизнес в стране, на меня и мою мастерскую тоже влияют пандемия, ситуация в стране и внешнее давление, бытовая рутина. У меня много планов, и чтобы их воплотить, я даже отказался от своей привычки к курению. Во-первых, курение сокращает жизнь, а я хочу успеть как можно больше. Во-вторых, сигареты просто отнимают много времени, мне его попросту жаль тратить на них.
Если же говорить о конкретных примерах, то я хочу создать беседку диаметром не менее 50-60 сантиметров, полностью украшенную резьбой, возможно, на какие-то исторические мотивы, а может быть, это будет что-то из легенд. При этом я понимаю, что на такой крупный объект у меня вместе со всеми моими помощниками, уйдет не менее двух лет. Но мне бы очень хотелось осуществить его и при этом я бы хотел, чтобы установлена такая беседка была где-то в общедоступном месте. Доступном, в том числе, для туристов и гостей Бурятии – чтобы люди ею пользовались, могли фотографироваться возле нее, чтобы она, может быть, стала бы еще одной достопримечательностью, которая покажет уникальность Бурятии и сделает ее еще более узнаваемой.