Выгодно ли заниматься производством продуктов питания?
Питание с плюсом
Это сейчас они производят около 25 видов колбасы из местного мяса и продают её от Сибири до Дальнего Востока. А 9 лет назад начинали маленькой командой маленького цеха полуфабрикатов.
Пригодился опыт — Владимир Марактаев когда-то работал в компании «Экофуд», помогал наладить выпуск колбас и производство полуфабрикатов на базе свинокомплекса Николаевский.
Затем было ещё одно похожее производство, после которого он задумался о собственном предприятии — опыт был, верные люди тоже рядом. Так в 2010 году появился «Хоол+».
«Мы решили открыться при минимуме затрат. Поэтому в первый год производили около 40% того, что делаем сегодня. Это были буузы, пельмени, вареники, хинкали.
Помню, в первую смену нас было человек десять, килограммов 200-300 продукции сделали. Мы считали, что нужно делать ставку на качество, чтобы завоевать эту нишу. Если бы не были уверены в себе, развиваться было бы сложно».
Рынок диктует
Поэтому мясо для колбасы, пельменей и бууз используют своё, родное. Сезон заготовки начинается в августе и длится до декабря — за это время нужно сделать запасы на год вперед. Скот на предприятие фермеры везут со всей Бурятии.
«Проблема с сырьём есть всегда. Мы стараемся использовать только местное мясо, и на 90% это нам удаётся. В прошлом году предыдущий запас закончился в июле, но мы всё равно выкрутились.
Сейчас никого нельзя уговорить — сдавай мне. Рынок диктует условия, наша платежеспособность всё решает. Мясо сдают и те, у кого одна корова, и большие хозяйства, и убойные цеха. Нам главное — чтобы были ветеринарные справки и сопроводительные документы».
Одни из немногих в Бурятии, полуфабрикаты компании имеют маркировку «Категория А». Это значит, мясо в них идёт с лучших частей туши, а его содержание в продукте не ниже 80%.
«Визуально их не отличить, но на вкус проверить можно — вам должно быть вкусно. Фактически, это то же самое, что мы готовим дома: мясо, соль, специи, тесто.
Конечно, такие полуфабрикаты и колбаса стоят дороже остальных, но они продаются не хуже. Соотношение примерно 50/50 — мы делаем в день тонну продукции категории Б, категорию А — столько же.
Знаете, мы сами покупаем их домой, и работники здесь себе их варят. Никто не заставляет, это осознанный выбор каждого. И это, безусловно, приятно».
Позы лепят вручную. 33 защипа и правильная форма как почитание национальных традиций. На машинную переходить пока не планируют. Да и покупатель пока что голосует рублем за другой продукт.
«Нужно всегда ориентироваться на спрос — чего требует рынок. Мы пытались лепить пельмени с помощью аппарата — это удешевляет производство, процесс идёт быстрее, но покупателю «форма не та».
Традиционную лепку берут лучше, и нам приходится под рынок подстраиваться. Сегодня люди на подсознательном уровне считают, что если продукт сделан вручную, то он натуральный. В нашем случае это на самом деле так.
Есть на рынке и машины для лепки бууз, но они не могут слепить так, как это делает человек. Я сам, как покупатель, в магазине сто раз подумал бы, какие буузы брать. И вряд ли купил бы те, которые сделаны машиной — неаппетитно. Красивые тонкие равномерные защипы ей неподвластны».
В Иркутске неплохо, но у дома — лучше
Сегодня продукция компании продаётся в торговых сетях и в 300 розничных магазинах формата «у дома». Её берут почти все районы Бурятии, Иркутская область, Хабаровский край и даже Магадан.
«С маленькими магазинчиками договориться проще, сети всё равно диктуют свои условия. Их требования выполнять можно, но почти у каждого есть и собственное производство — не всем нравится, что покупатели отдают предпочтение нашей продукции.
В районах на тот момент ниша была практически свободна — скудный ассортимент, неизбалованный покупатель, поэтому зашли мы легко и сегодня продолжаем сотрудничать».
В Иркутске у компании работает собственный филиал, он «заточен» на сбыт — в сети, по городу и области. В компании давно подметили предпочтения иркутян по качеству мяса — они выбирают продукцию получше, подороже. В районах республики, конечно, в первую очередь смотрят на цену.
«Качество и цена — два критерия, на которые всегда ориентируется покупатель. И стабильность, наверное, третий. Состав на этикетке всегда должен соответствовать содержимому. Это моя принципиальная позиция.
За ценой мы тоже не гонимся, прайс не меняли уже года три. Маржинальность у продукции не такая высокая, я уверен: лучше меньше, да лучше».
Долгожданную колбасную линию запустили пару недель назад. Это было принципиальное решение — не брать старое дешевое оборудование, а купить новое и технологичное. От этого напрямую зависит вкус колбасы.
«Идея создания колбасного производства была с первого дня, но только в этом году мы пришли к этому. Для запуска линии нужны огромные оборотные средства и оборудование, это десятки миллионов рублей. Маленькому предприятию сразу зайти на рынок с колбасой практически нереально.
Но в то же время на плохом оборудовании хорошую колбасу получить сложно. Наше по качеству выше средней линейки. Теперь есть всё, чтобы наращивать объёмы».
Пока в прайсе 5-6 видов сосисок, варёные и полукопчёные колбасы, сделанные по ГОСТу и по собственным разработанным рецептам.