Региональный инжиниринговый центр - новый инструмент поддержки и развития производственных компаний малого и среднего бизнеса

27.12.2017

В 2017 году на базе Гарантийного фонда запущен в работу Региональный инжинирин­говый центр (РЦИ) - новый инструмент поддержки и развития производственных компаний малого и сред­него бизнеса. В настоящее время в стране создано 45 РЦИ в 37 регионах, включая Бурятию. Как именно рабо­тает региональная инжини­ринговая сеть, кому она мо­жет быть полезна и что уже удалось с сделать с её по­мощью, рассказывает гость Бурятии, член Президиума НП «Международный центр инжиниринга и инноваций» Татьяна Вьюгина, сообщает газета «Бурятия».

Об инжиниринге и поддержке бизнеса


- Татьяна Петровна, для начала поясните, что такое «инжиниринг». Чем он от­личается от «инженерии»?

- По сути, это инженер­но-консультационные услу­ги, которые связаны с подго­товкой производственного процесса, инвестиционного проекта, инновационного продукта или технологии. Фиксируем ситуацию - ду­маем - делаем. При этом думаем и делаем с привле­чением высококвалифици­рованных специалистов. А региональный инжинирин­говый центр софинансирует до 95% их услуг. Задача РЦИ – оказывать поддержку производственным и инно­вационным предприятиям малого и среднего бизнеса именно в этом направлении.


- Сегодня так много различных структур, ока­зывающих поддержку малому бизнесу, а его всё меньше и меньше… Какие надежды возлагаете на РЦИ?
- Малый производ­ственный бизнес есть, и он развивается, правда не благодаря, а вопреки. Есть предприятия с высокой тех­нологической готовностью, имеющие уникальные на­работки и планы развития, которые можно и нужно помочь реализовать. Этим, собственно, и будет зани­маться РЦИ.

- Согласно статистике налоговой службы, лишь 3,4% малых предприятий в России живёт более трёх лет, остальные закрыва­ются раньше. Темпы роста малого бизнеса в среднем увеличивается на 4%, в то время как количество та­ких предприятий, прекра­тивших свою деятельность - на 11%. Каковы, на ваш взгляд, причины такой тенденции? Как-то может влиять деятельность РЦИ на эти цифры?

- На мой взгляд, основ­ные проблемы – сложность доступа на рынок, отсут­ствие «дешёвых длинных» денег, высокая налоговая нагрузка на предприятия производственного сектора при низкой производитель­ности т руда. Э то комплекс задач, которые необходимо нам решать всем вместе. Мы, как эксперты «Деловой России», были в числе ини­циаторов инжиниринговой поддержки производствен­ного и инновационного бизнеса в регионах через создание РЦИ. С этой целью на сегодня уже создано 45 таких центров в 37 регионах. Один из них – в Бурятии.


- На какую финансовую поддержку может рассчи­тывать бизнес?

- На самом деле мало­му бизнесу часто нужны не столько деньги, сколько ры­нок, гарантированный сбыт, госзадание, чтобы вложен­ные в развитие ресурсы имели гарантию возврата. Тогда и рисков не будет. А рынок - это закупки круп­ных компаний, внутреннее потребление, экспорт.
Если говорить о финан­совой поддержке, то в стра­не создана определённая инфраструктура. Корпора­ция развития МСП совмест­но с Минэкономразвития России и Банком России ре­ализует Программу стиму­лирования кредитования. Для малых предприятий ставка на уровне до 10,6% годовых, для средних пред­приятий – до 9,6% годо­вых. Также есть программа льготного лизинга по ставке 6% годовых для отечествен­ного и 8% годовых для ино­странного оборудования.

Фонд содействия ин­новациям субсидирует на конкурсной основе про­граммы коммерциализации и развития малых иннова­ционных предприятий. Рос­сийский экспортный центр имеет возможность льгот­ной финансовой поддерж­ки экспортных проектов. Задача РЦИ при этом - сни­зить риски финансирования через квалифицированную проработку инвестицион­ных проектов и их сопрово­ждение.


- В чём конкретно бу­дет выражаться поддерж­ка РЦИ?

- Есть возможность под­держать производственные предприятия через облегче­ние доступа на внутренний и внешний рынки, льготное финансирование. Программ поддержки много, но пред­приятия зачастую просто не знают об этих возмож­ностях. Здесь РЦИ будет оказывать поддержку, вы­ступая координатором и проводником.

Очень важна сегодня ко­операция - производствен­ная, сельскохозяйственная, финансовая, потребитель­ская - именно как сотруд­ничество, совместная дея­тельность, взаимопомощь и поддержка. Выявлением этих точек взаимодействия будет заниматься РЦИ.


«Немного, но дорого»


- Как вы оцениваете потенциал развития про­изводственного бизнеса в стране в целом и в Буря­тии, в частности?

- По статистике, в Рос­сии примерно 2,6 млн ма­лых и средних предприятий, без учёта индивидуальных предпринимателей, пока­зывают выручку на уров­не 38 млрд рублей – это 25-26% от выручки пред­приятий страны. При этом производственный малый бизнес - это всего около 230 тысяч предприятий, то есть примерно 9%. Выручку они дают на уровне 5,6 трлн ру­блей, или 14-15% от выручки всех МСП.

При этом производ­ственный малый бизнес по выручке растёт в среднем вдвое быстрее, чем непро­изводственный. У произ­водственного бизнеса более стабильный и существен­ный спрос на кредитные ресурсы, на лизинг обору­дования, а количество заня­тых в расчете на одно МСП в среднем в два раза выше. Именно они обеспечивают производство продукции, инвестиции в основные средства, квалифициро­ванную занятость. Поэтому наше внимание направлено именно на этот сектор ма­лого бизнеса.

Что касается Бурятии, то цифры, по нашей оценке, примерно такие: 8,3 тысячи МСП республики (без инди­видуальных предпринима­телей) имеют выручку око­ло 90,2 млрд рублей – это около 44% от выручки всех предприятий региона. То есть доля малого бизнеса здесь существенно выше, чем в среднем по России.
Производственный ма­лый бизнес – это всего 761 предприятие с выручкой 8,2 млрд рублей, то есть около 9% от выручки всех МСП региона. В соответствии со Стратегией развития МСП к 2030 г. планируется увели­чение доли производствен­ных МСП до 20% - то есть больше, ч ем в д ва р аза. Есть над чем работать.


- Какие отрасли эконо­мики в Бурятии считаете наиболее перспективными для развития МСП с точки зрения их востребованно­сти на внешних рынках?

- В республике создан кластер высокотехноло­гичного машиностроения и приборостроения, планиру­ется работа биофармацев­тического кластера. Это даст возможность развиваться соответствующим малым производственным и инно­вационным компаниям.

Учитывая перспективы развития региона как международного логистического и туристического центра, находящегося на чайном и шелковом путях, потенциал для развития бизнеса в регионе очень серьёзный. Уникальность Бурятии - логистика, культура, природа, туризм. Край обладает необыкновенными возможностями - как Хаб на пути на Восток и оттуда. А Улан-Удэ - его финансовый, деловой, культурный, распределительный центр…

Если говорить об экс­порте, то, на мой взгляд, Бурятия может произво­дить экологически чистый продукт для элитного сегмента мирового рын­ка. Пусть немного, но до­рого. Это продукты пита­ния, биофармпрепараты, натуральная косметика и парфюмерия, оздоро­вительные программы и т.д. Натуральный продукт в широком смысле этого слова.

Вообще, эта тема актуальна для всей стра­ны. Раз сложно конкури­ровать на мировом рын­ке с Аргентиной в мясе, с Германией - в машино­строении, с Японией - в электронике, а с Китаем - в рабочей силе, то где Россия естественным об­разом наиболее сильна? На перспективу 10-20 лет это - сельское хозяйство, лесопереработка, пищевая промышленность.
Невысо­кое удельное использова­ние химических удобрений и средств защиты растений позволяет России стать лидером мирового рынка экологически чистой про­дукции. Байкальский ре­гион с этой точки зрения уникален, а малый бизнес, в силу своей мобильности, может быстро реагировать на запросы рынка.


Невостребованный потенциал


- На сегодня есть опыт межрегионального взаи­модействия через регио­нальные центры инжини­ринга?

- Если говорить о про­рывных и перспективных направлениях, то это, на­пример, возрождение про­изводства традиционных растительных лекарствен­ных средств. Здесь мы ра­ботаем в рамках Дорожной карты Хелснет НТИ (проект Агентства стратегический инициатив - АСИ). Всё, что связано с обучением, ин­жинирингом, внедрением, выводом на рынок – от­дельная большая тема, являющаяся важной со­ставляющей при тиражи­ровании проекта по всей России.

На сегодняшний день отрасли лекарственного растениеводства формаль­но практически не суще­ствует (доля в ВВП менее 0,1%) и Россия является импортером растительно­го сырья и экстрактов. В то же время в этой области у России огромный, пока невостребованный потен­циал. Поэтому Бурятия и Байкальский регион с его богатыми природными ресурсами и высоким на­учным потенциалом могут быть одной из точек роста этого направления через запуск стартапов, прове­дение опытных научно-ис­следовательских работ, внедрение новых разрабо­ток и т.д. Я знаю, что такие проекты есть в Бурятии, и на местном уровне на дан­ный момент поддержать их проще. Здесь главное и абсолютное – это полити­ческая воля.


- Какие первоочеред­ные задачи сегодня стоят перед РЦИ в Бурятии?

- Занятие бизнесом яв­ляется технологией, как и любое другое серьёзное дело. Чтобы исключить ошибки на самом старте, нужны образовательные проекты. Именно с них мы начали свою работу в Бурятии. Приглашаем вы­сококвалифицированных специалистов, имеющих практический опыт рабо­ты в той или иной сфере. Тема первых семинаров была связана с проектным управлением и марке­тинговым продвижением. Сейчас выясняем потреб­ности целевой аудитории на следующий 2018 год.

Порядка 15 компаний уже получают поддержку в разработке бизнес- планов, проектов модернизации предприятия, консалтинга и т.д. Это и с/х переработка, производство органических удобрений, мясное и молочное производство, деревообработка, биотехнологии.

Вместе с тем, есть предприятия, которые уже ведут успешный бизнес, имеют рыночный потенци­ал, интересные технологии, в том числе собственные наработанные технологии ведения бизнеса, которые по разным причинам не готовы лично расширяться (например, идти в другие регионы), но готовы транс­лировать свой успешный опыт в виде франшизы. Производственный фран­чайзинг позволит создать технологичные, тиражи­руемые бизнес-продукты. Тема очень перспективная, и её нужно здесь тоже раз­вивать.


- К кому можно обра­щаться за поддержкой?

- Региональный центр инжиниринга в Бурятии работает на базе Гарантийного фонда. В 2017 году в результате конкурсного отбора на государствен­ную поддержку малого и среднего предприни­мательства Республике Бурятия предоставлена федеральная субсидия на создание этого центра. Для малого производственного и инновационного бизнеса вход свободный.