Создательница гончарной мастерской в Улан-Удэ рассказала о своем бизнесе
Дело своей мечты нашла улан-удэнка в гончарном деле. Год назад Анастасия Аксенова решила открыть гончарную мастерскую с названием «Арт-гараж». Теперь вместе с дочерью обучает всех желающих работе за гончарным кругом и ручной лепке любой посуды и необычных деталей интерьера, и погружают в процесс творения из кусочков глины. В интервью Анастасия рассказала о начале своего пути и о том, почему «хендмейд» всегда в моде.
- Анастасия, расскажите, как вам пришла идея заниматься керамикой?
- Я увлеклась керамикой случайно. Пять лет тому назад я повела 8-летнюю дочь на мастер-класс по лепке из глины. Мне не хотелось просто сидеть и ждать ребенка, решила тоже полепить и всё – это была любовь с первого взгляда. Была такая спокойная атмосфера: играла музыка, было тихо, все лепили. Первой моей работой стала миска, конечно, она косая и кривая получилась, но мы до сих пор ее используем дома.
Я всегда мечтала делать что-то своими руками, всю жизнь искала свое дело, смысл, даже к астрологу обращалась, который мне сказал, что я буду обучать какому-то делу. В итоге так и вышло, я нашла дело своей мечты. После первого мастер-класса начала интересоваться гончарным делом, подписываться на керамистов, смотреть их работы. Через полгода прошла длительный курс по гончарному делу. После чего купила себе немного глины, гончарный круг, краски и просто для себя делала посуду, и потом за деньги обжигала свои изделия.
Когда поехала к родственникам в Грузию, нашла в Батуми женщину, которая меня научила изготавливать из глины серьги, она делала «гвоздики», и я получила еще один опыт. После очередной учебы на острове Ольхон у меня возникла идея написать проект, и я выиграла президентский грант на обучение детей в селе лепке из глины. Вот так получила уже опыт обучения и год назад решила создать свою мастерскую. После гранта у меня появилась база знаний, инструментов, поэтому отрывать свое дело было проще. Еще от Минсоцзащиты получила социальный контракт на сумму 250 тысяч рублей на открытие своего дела. Здесь важно, что государство очень помогает. И когда мне выдали деньги, сказали идти в Центр «Мой бизнес», там надо мной взяли шефство и очень помогают развиваться дальше.
- Как создавали свой уютный уголок мастерской, кто помогал в начале пути?
- Мне сдали небольшое помещение «за копейки», сказав: «Все равно сюда никто не пойдет». Но мне понравилось, что здесь три окна, и в здании сижу в уголочке, никто не беспокоит. Помещение было заброшено: бардак, грязь, все черное. Но у меня есть знакомый рукастый дворник, он мне помог. Мы все вычистили, выбелили, он мне сколотил стол, также я привезла сюда старинный дедушкин стол, разные дощечки, фанеру для того, чтобы ставить изделия на сушку, деревянные палки с Байкала и так понемногу обустроилась. Помогали все по чуть-чуть: кто-то советом, кто-то делом. Когда студия была готова, я приобрела глину, инструменты, разные кисти, гончарный круг и печь для обжига керамики за 150 тысяч рублей.
Хочу еще приобрести печь поменьше, потому что приходится людям после мастер-класса примерно месяц ждать обжига своих работ. Потому что печка большая, и я не могу обжечь одну кружку, подкапливаю изделия и обжигаю. В одну печь примерно вмещается 40 кружек, но изделия тоже все разные и разной формы, есть свои нюансы, и поэтому может вместиться и меньше работ.
- Дорого ли это все приобретать?
- Самое дорогое - это доставка. В Бурятии ничего нет для керамики, ни глины, ни красок. Все заказываю из других городов Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, доставка идет примерно 10 дней. Плохо, что нельзя купить одну глазурь или 10 килограмм глины, приходится сразу покупать большими партиями. Например, я заказала на 11 тысяч рублей 70 килограмм глины, а доставка обходится почти в 3 тысячи. Но один мой знакомый скалолаз как-то сказал, и мне очень понравилась его фраза: «Когда тебе что-то нравится, ты уже не думаешь, дорого ли это, а думаешь, сколько тебе нужно заработать, чтобы это купить». И я сейчас придерживаюсь такой позиции.
- Почему дали гончарной мастерской название «Арт-гараж»?
- Я, честно говоря, даже не думала, что открою свою мастерскую. Начиналось всё с гаража, там у меня стояла печь, там я красила изделия, которые делала дома на подоконнике. Поэтому как-то пришло в голову «Арт-гараж», мне почему-то так понравилось это название, а затем мой друг придумал логотип.
- Помните своих первых посетителей?
- Сначала в студию ходили знакомые и друзья, потом друзья друзей. Затем центр «Мой бизнес» мне помог с бесплатным smm-продвижением и многие узнали о моей гончарной мастерской и стали приходить. Приходят на мастер-классы люди всех возрастов, самая пожилая была бабушка 75 лет. А первый покупатель моего изделия - родной брат. Я ему говорю: «Прояви благотворительность, купи у меня бутылку с рюмочками». Он такой: «За сколько?». Я ему: «За пять тысяч». И он взял, а теперь всегда что-нибудь покупает.
- Какие изделия делают ученики на мастер-классе? У всех все сразу получается или сложно покорить глину?
- Все приходят с одними словами: «Я точно не смогу». Всем говорю, что я это уже слышала. Никто ни разу еще не ушел от меня без изделия. У всех получается что-то сделать, я за этим слежу. Хорошо у всех получаются кружки, миски или чашки. Одна женщина даже в конце мастер-класса заплакала, удивляясь: «Ну как так, это же просто кусок глины, а теперь кружка и я буду из нее пить».
Есть ручная лепка, а есть гончарный круг. Но я всегда отговариваю от работы за гончарным кругом - это не так легко, как кажется. Попробовать, конечно, даю, но сразу говорю: «Только без ногтей». Бывает девушки, которые мечтали сделать кружку или вазу на гончарном круге, берут ножницы и постригают ногти прямо в мастерской.
Но я за то, чтобы лепили руками, так лучше чувствуется моторика, и ты сам можешь вылепить свое первое изделие. В гончарке важна практика, именно наработать часы. При лепке работает моторика – все надо просто прочувствовать. Тут технологически не просто слепил, надо все хорошо загнуть, загладить, чтоб не было нигде трещины, потому что в печке потом все это может треснуть. Или миска качается, значит, согнулась, поэтому много разных нюансов. И я всегда заставляю людей все делать аккуратно, некоторые настолько не аккуратные со своими изделиями, что я порой даже из-за этого нервничаю. Мне не жалко глину как материал, но я считаю, что глина живая и к ней нужно проявлять уважение. Кто-то наоборот аккуратист. Все разные.
Сейчас в мастерскую ко мне некоторые приходят уже повторно, делают новогодние игрушки. Сначала ученики лепят изделие, а потом декорируют глазурями и ангобами. Глазурь – это жидкое стекло, ей покрывают после первого обжига в печи, кто-то хочет порисовать, для этого есть цветная глина – ангоб. В целом мастер-класс длится примерно 2-3 часа, но недавно гости просидели 5 часов. Есть, кто свои работы не забирает, не знаю почему. Одна чашка стоит уже полгода, я ее просто всем показываю.
- Бывало ли, что у вас изделия не получались?
- Был только один раз, когда я готовилась к конкурсу и у меня были очень большие тарелки, их сложновато делать. Надо было сделать пять штук, и в итоге одна треснула в печке. Еще как-то раз в печи два изделия после мастер-класса упали и склеились. В обоих случаях в итоге все исправили, но вообще такое бывает очень редко.
- Как придумывается разный декор, что вдохновляет?
- Я не художник и мне сложно рисовать. У меня был комплекс самозванца, но мой друг-художник меня все время успокаивал. Он говорит, копируй, потому что все уже придумано, но получится что-то свое. Единственный свой рисунок я сделала на Ольхоне, когда училась гончарному делу. Тогда меня заставили рисовать на кружке, я говорила, что не умею, у меня получаются только детские горы-треугольники, но мне сказали, рисуй, как сможешь. И вот так получился мой рисунок гор, меня похвалили и теперь я так тоже украшаю посуду. Я очень люблю горы. Даже нарисовала Тункинскую долину, дорогу на Аршан, горы. Есть рисунок, как девочка обнимает горы. Сейчас я изучаю семейскую роспись. Знакомый художник посоветовал использовать такую роспись, потому что в Улан-Удэ еще никто этого не делает, и вообще интересно, рисунки вроде все простые, но символичные, как обереги.
Декор посуды, сережек, елочных игрушек использую разный, например, фактурные салфетки. К сырой глине прикладывается салфетка, скалкой прокатываю и остается отпечаток, потом заливается все полупрозрачной глазурью, она в печке растекается и в углублениях становится темней, а на поверхности светлая, за счет этого получается такая игра света и красок. Очень красиво и эффектно. Также использую рыболовную сеть, листья и цветы. Листик приложил, отпечатал и получается красота. А мой самый любимый инструмент - это палочка для ногтей, ей украшаю сережки.
- Думаете, почему у людей такой интерес к гончарному делу и лепке? И кто в основном приходит?
- Я думаю, что люди приходят, чтобы почувствовать себя творцом, сделать что-то своими руками и отвлечься. Многие приходят с картинками и идеями из приложения «Пинтерест». Приходят ко мне иногда прямо толпами. Самое большое количество было 17 детей в возрасте 7 лет, они в мастерской как «горох» рассыпались. А так взрослых 7 человек одновременно было, иногда коллективы приходят, директора их отправляют стресс снимать. Они пришли, тут же собрание провели, обсудили дела и слепили из глины кружки, это все как антистресс. Семьями ходят, дети, взрослые день рождения отмечают. У меня здесь такая арт-терапия, можно сказать, и мне это нравится.
- В чем ваша изюминка?
- Сложный вопрос, мне кажется искренняя любовь к своему делу. Стилистически я не художник. Но у меня есть любовь к материалу, процессу, ответственность, что я бегаю к каждому своему гостю, а не просто даю глину. Многие уходят и говорят: «Мы перезагрузились, отвлеклись от всей суеты». Когда ты лепишь, то находишься здесь и сейчас, в моменте и не можешь больше о чем-то другом думать. Ты слепил изделие и тебе надо подумать, как задекорировать, как глазурь ляжет, какая глазурь есть, процесс пошел-пошел.
- Есть ли у вас коллаборация с художниками? Например, вы делаете кружку, а художник ее расписывает?
- Нет, я ревнивая и все делаю сама. Я могу только попросить художников, чтобы меня направили. Мне легче заплатить за консультацию. Иногда обращаюсь просто за советом. Раньше мне нужна была оценка каждого моего шага: правильно ли я все делаю, красиво ли получается. Но потом я поняла, что не надо так спрашивать. Если тебе красиво, значит красиво. Ведь сколько людей, столько и мнений, а каждый шаг свой согласовывать для какой-то догмы, не нужно. Видимо, мне нужно было, чтобы меня похвалили, но потом я поняла, что это не надо.
- У вас есть кружки с философскими надписями и цитатами - это ваша идея? Что они для вас значат?
- Да, это моя идея. На Ольхоне я проходила тренинг у психолога Татьяны Мужицкой, там часто звучали все эти фразы, и они мне очень помогли, даже жизнь поменяли. Друг увидел эти кружки и говорит, как будто надписи ВКонтакте. Но для меня лично это якоря. С фразой «С тобой целая Вселенная» у меня связано большое событие, я точно знаю, что это так. Считаю, когда ты идешь по своему пути, тебя просто Вселенная ведет, ты как будто плывешь на барже. Все не просто так. Другие фразы «Правильный путь только один – твой», или «Тебе все можно» очень вдохновляют, ведь мы себе много ограничений даем. Такие кружки у меня часто заказывают москвичи.
- Вы уже говорили про господдержку, существенна ли ли она для вас, помогают ли меры поддержки вести свое дело?
- Сегодня у нас господдержка очень хорошая, я всем знакомым рассказываю об этом, но никто не верит. Центр «Мой бизнес» буквально взял над нами шефство, постоянно скидывают информацию по ярмаркам, по обучению. В ярмарках очень помогают, я плачу всего 500 рублей, и мне предоставляют столы, палатки, мы там сидим, продаем продукцию. Могут нас даже отвезти на место и обратно привезти. Также они взялись за продвижение моей мастерской, сделали бесплатно фотосессию и услуги smm-продвижения в соцсетях. Сейчас я хочу обратиться в «Мой бизнес», чтобы помогли сделать визитки. Также мне нужна вывеска, но я еще не обращалась с этим.
- Что вам нравится в своей работе? Можно ли сказать, что вы счастливый человек, который нашел дело своей мечты?
- Я очень счастлива! Во-первых, чувствуешь себя творцом, во-вторых, нравится искренняя радость у людей на мастер-классе, я думала, сложно будет работать с людьми, но, оказывается, нет. Когда я сижу одна, слушаю музыку, что-то делаю и говорю: «Как я счастлива, спасибо, Вселенная». Могу сказать, что мечты сбываются. Главное, не бояться и делать. Горжусь собой. Ведь надо очень верить в себя, чтобы открыть дело. Мне кажется, сама судьба меня привела к гончарному делу. Когда ты идешь по своему пути, все вокруг потом тебе помогает, и ты уже спокойно плывешь на барже.
Cannot find 'storytelling' template with page ''