Скорая помощь для гардероба: сложно ли вести бизнес по эко-чистке в Бурятии
Жительница Бурятии открыла бизнес по биочистке и за несколько лет развила ее в целую сеть. Сегодня «Биочистка03» – это популярное место для чистки пуховиков, одежды, обуви, легкого текстиля, модных платьев, дорогих штор – и многого другого. О том, почему жителям Бурятии полюбился именно такой способ привести свои вещи в порядок рассказалавладелица сети Майя Цыренжапова.
- Майя, скажите, как вы решили открыть биочистку? Почему именно этот вид бизнеса?
- Биочистку я открыла в 2019 году под брендом «Lavantel», это была франшиза Томской компании. На первых порах так было проще, но мы росли, получали опыт, становились сильнее, приобретали новые знания, так что развиваться в жестких рамках чужого бизнеса стало очень сложно. В 2020 году было слияние с действующей биочисткой «SALAD», которая к тому времени работала 2,5 года. Чистку мы взяли на баланс с уже существующей клиентской базой и усилили по всем направлениям. По сути, у нас получилось новое предприятие из двух.
В 2021 году я переименовала предприятие в «Биочистку03». На сегодня у нас 4 приемных пункта приема и цех, где производим чистку одежды и обуви, кожи и замши, аквачистку домашнего текстиля и ремонт одежды. Со временем поняли, что потребности у наших клиентов немного больше, чем просто почистить вещь. Иногда требуется небольшой ремонт, переделка, бывает нужно подкрасить или перекрасить вещь, восстановить детали, и мы все это сегодня можем делать. Всего в месяц чистим от 1,2 до 1,5 различных вещей и планируем развиваться дальше.
- Но что подтолкнуло вас к выбору бизнеса? Рассматривали ли другие варианты?
- Раньше я работала в туристической отрасли, в сфере фармации. По прошествии времени почувствовала потребность работать на себя. Честно говоря, в голове у меня было много идей. Думала о вариантах с общепитом, дело в том, что в этой сфере без опыта крайне сложно ввиду высокой конкуренции. Рассматривала более творческие направления – фотодело, стилистика, профориентация, но возникал вопрос востребованности. Как прагматичный человек я хотела заниматься таким делом, где могла бы быть полезной. Чтобы можно было обучать людей, привлекать специалистов и вкладываться в дальнейшее максимальное продвижение своего бизнеса.
Как показала жизнь, направление я выбрала правильно. Ведь сначала наша чистка представляла собой крошечное помещение в 8 квадратных метров, а сейчас наши пункты приема по всему городу.
- Вы сказали, что общепит очень нагруженная в плане конкуренции сфера, но разве в области химчисток не так?
- В Улан-Удэ нас не мало, но каждая имеет свою нишу, некую специализацию. Во-первых, это довольно затратно, ведь нужно закупать недешевое оборудование. Во-вторых, нужен строгий контроль качества и довольно большая ответственность - ведь вещи попроще люди приводят в порядок сами, в чистку несут дорогие и сложные в уходе вещи. С дорогостоящими вещами нужно понимать, как с ними работать, какие препараты и средства использовать, по какой технологии чистить.
Есть еще такой интересный момент, с которым мы сталкиваемся - в целом, сегодня стали делать вещи хуже, менее качественно, включая брендовые. Например, бывает, что кардиган за 80 тысяч и свитер за 3 тысячи рублей «скатываются» одинаково. Видимо, это такая общая тенденция. Раньше люди носили вещи по 6-10 лет, а теперь даже за хорошие деньги можно купить вещь на сезон. Очень много нюансов и подводных камней, чтобы уметь работать в этом поле нужно постоянно учиться.
- Как обучаются специалисты?
- У нас нет какого-то одного университета, куда мы могли бы прийти и нас бы там всему научили. Мы обучаемся в разных городах у лучших экспертов России, принимаем участие в различных мастер-классах, курсах, которых в достаточном количестве по стране. Здесь важна регулярность и постоянное совершенствование, ведь технологии постоянно меняются.
- Сколько у вас сотрудников?
- Включая цех и пункты приема коллектив составляет 12 сотрудников. Команда наша дружная, сработавшаяся, нет равнодушных, каждый радеет за общее дело. Вся деятельность биочистки направлена на лучший результат, и достигается он энергией, трудолюбием, аккуратностью каждого из сотрудников. Самая большая ответственность лежит на плечах нашего технолога Юлии Николаевны Яковлевой. Являясь наиболее опытным сотрудником, делится знаниями, тонкостями нашего дела.
- А какие вещи люди чаще всего сдают в химчистку и почему именно к вам? Как удалось найти свою нишу?
- Чаще всего люди сдают верхнюю одежду, как правило, зимние вещи, пуховики, демисезонные куртки, пальто. Чистят обувь, легкий текстиль, платья, пиджаки, в целом, да все что угодно. Нашим преимуществом является то, что мы чистим без агрессивной химии, поэтому у нас в названии приставка «Био».
Сейчас экология в таком состоянии, что необходимо сокращать разрушительное воздействие на природу, потому мы не используем перхлорэтилен, тетрахлорэтилен, то есть мы стараемся работать на щадящих средствах, тем более эта область постоянно совершенствуется.
Наша биочистка – это ручная чистка, каждое изделие тщательно осматривается, к каждому скрупулезный подход, сама чистка идет в несколько этапов. С каждой вещью работают индивидуально. Для разных видов изделий имеются технологические карты. Это принцип нашей работы. Именно так и работают современные биочистки не только в России, но и по всему миру.
- С таким тщательным подходом у вас, наверное, услуги намного дороже, чем у других?
- Вы знаете, нет. Мы не так давно в очередной раз делали мониторинг цен на рынке и могу сказать, что у нас всего лишь процентов на десять стоимость была выше. И это объяснимо – работа у нас ручная, а любой ручной труд стоит дороже машинного. Но в целом скажу, что мы практически выровняли цену, она совсем незначительно отличается на сегодняшний день.
- Скажите, а получали ли вы государственную поддержку? Как вам помог центр «Мой бизнес» в вашем развитии?
- «Мой бизнес», нужно сказать, хорошо помог и продолжает помогать. Для малого предпринимательства это очень нужная структура, начиная от обучения, юридической поддержки, заканчивая помощью в покупке оборудования и не только. Мы получали помощь в рекламе, нам полностью создали брендбук. Помимо этого, мы учились в акселераторе социальных проектов. Когда-то у меня даже была идея привлекать людей с ограниченными возможностями, чтобы у нас образовался социальный проект, но мы от этой идеи пока отказались. Однако знания, которые я получила в рамках акселератора, мне помогают в ведении бизнеса. Вся эта поддержка оказывается в рамках реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Также я прошла курсы по финансовой грамотности, это крайне важный момент, потому что в бизнесе без этого никак. Также мы с помощью «Моего бизнеса» записали качественные видеоролики – этим занимаются настоящие профессионалы, которые могут сделать достойный контент для рекламы. Одной из самых значимых мер поддержки была упаковка франшизы «Биочистка03», а это дорогой проект куда нужно привлекать опытных специалистов, благодаря национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» мы успешно оформили этот проект.
- Майя, а какие рекомендации вы бы могли дать со своей стороны начинающим предпринимателям, бизнесменам? Может быть, нужно больше решимости, смелости?
- Не нужно сидеть, бояться и ждать идеального момента для начала бизнеса - это на 100 процентов проигрышная схема. Если у вас появилась хорошая идея для бизнеса, то нужно изучить рынок и риски, а потом просто брать и делать, отбросив сомнения. А иначе можно вообще никогда и не начать. Конечно, что-то может пойти не по плану, но ведь любое дело – это риски. Если действовать с умом, с поддержкой, постоянно обучаться, все, скорее всего, получится, пусть и не сразу. Еще один важный момент в том, что первое время, конечно, придется «пахать». Но рано или поздно наступит момент, когда можно будет выдохнуть, расслабиться, за спиной появятся люди, которые подставят плечо. И, конечно, нужно учиться. Не стоит пренебрегать опытом других людей - это тоже крайне важно. Учитесь на чужих ошибках, но не бойтесь и совершать свои.
Cannot find 'storytelling' template with page ''