Если бы я ждала чуда, у меня не было бы ничего: как инвалид-колясочник успешно ведёт свой бизнес в Улан-Удэ
Оксана Пазбикова с детства передвигается в инвалидной коляске. Человек с ограниченными возможностями здоровья обладает поистине неограниченными способностями и целеустремленностью. Она уже почти 10 лет успешно развивает свое дело в Улан-Удэ, компании «Мой ковёр». Как всё начиналось, откуда пришла идея бизнеса и сложно ли преодолевать многочисленные жизненные трудности и «оставаться на коне» - в этой истории–успеха.
Материал подготовлен в рамках работы по освещению нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в Республике Бурятия.
- Оксана Юрьевна, расскажите, как вы решились вести свой бизнес? С чего начинали и почему выбрали чистку ковров?
- Наша компания называется «Мой ковёр». Мы начинали с автомойки, а сейчас предлагаем услуги тщательной и полноценной стирки ковровых изделий и интерьерного текстиля с вывозом и доставкой по Улан-Удэ и близлежащим районам. Вообще, я не скажу, чтобы я очень долго планировала завести свое дело. Просто в один прекрасный момент поняла, что «хватит работать на дядю, надо работать на себя». Я начала думать, чем бы могла заняться и в итоге мы с племянником решили открыть свою автомойку. Было это в 2013 году, так мы начали свое дело. Почти сразу поняли, что удобно заниматься на автомойке мойкой ковров. Согласитесь, руками такие громадины качественно не почистишь, иное дело сделать это на автомойке. Поначалу это было лишь дополнительной подработкой. Но потом одно из наших путешествий по городам России все изменило.
Как-то раз мы на машине поехали к моей подруге в Красноярск. Она - тоже человек с ограниченными возможностями здоровья, передвигается на костылях. И когда мы зашли к ней домой, увидели, что весь дом в коврах. У меня дома ковров уже давно не было, на коляске по ним передвигаться непросто, а у подруги все в коврах и все они чистые. Я спрашиваю: «Оля, ты как это делаешь? Ковры требуют ухода, сил, тем более на костылях». А она отвечает: «Ничего страшного, у нас есть служба такая, туда звонишь, они приезжают, забирают, стирают, обратно привозят. Всё чистенько, только деньги заплати». И эта мысль у нас засела в голове.
После возвращения в Улан-Удэ, мы промониторили рынок и оказалось, что на то время подобные услуги оказывала всего одна фирма. Мы решили, что будем открывать полноценную компанию по чистке ковров - и начали изучать технологии стирки таких изделий. Смотрели, какое необходимо оборудование, какая нужна химия, понемногу начали все закупать. Изначально совмещали автомойку и стирку ковров, а потом поняли, что это не совсем хорошо – здесь же моются машины, здесь же стираются ковры. И спустя два года после открытия закрыли автомойку и начали заниматься только интерьерным текстилем.
- С какими трудностями вам пришлось столкнуться в самом начале пути, как набирали клиентуру? Я так понимаю, до этого опыта ведения бизнеса у вас не было...
- Нет, совершенно не было. Но мне всегда нравилось учиться, с детства любила читать книги, и мне пришлось всё осваивать на ходу. Чтобы открыться, мы брали обычные потребительские кредиты. Года три прибыли не было вообще, работали в минус, потом в ноль и постепенно начали зарабатывать. Чтобы люди узнавали о нас, мы активно пользовались рекламой на разных площадках: телевидение, радио, наружная реклама, визитки, то есть буквально всё. Сейчас всё перешло в Интернет и вся реклама там, стало удобнее. Отрадно, что в самом начале пути, всего спустя год работы мы получили награду «Услуга года». Тогда мы поняли, что движемся в правильном направлении.
- В чем заключается процесс вашей работы? Какое у вас оборудование?
- Практически всё начинается с звонка. Нам звонят, мы принимаем заявки на чистку, перед этим консультируем. Экспедитор приезжает, забирает ковер, мы делаем оценку – степень загрязнённости, материал ковра – потом приступаем к стирке, сушке, упаковке и доставке домой. Цикл занимает до 3 дней. Мы работаем круглый год, помещение у нас полностью оборудовано: и вытяжки, вентиляторы, осушители, мы не зависим от погоды. Вообще, чтобы качественно почистить ковёр, необходимо специализированное оборудование: центрифуга, выбивальная машина, различные аппараты для мойки. Все это у нас есть.
- В начале разговора вы сказали, что «устали работать на дядю», а чем вы занимались до своего бизнеса?
- Несмотря на то, что я инвалид первой группы, я занималась всем, чем только можно. Я работала швеёй, торговала на рынке, готовила обеды, работала оператором на изготовлении окон, еще многим другим занималась. Сейчас я директор своего предприятия. Приходится быть активной, а как иначе? Да у меня и характер такой с детства – я упёртая, энергичная, сидеть на месте – не для меня. Кроме того, я председатель двух общественных организаций инвалидов, где тоже порой много работы.
- Можно ли сказать, что сейчас вы твёрдо стоите на ногах? Какой ваш принцип работы?
- Мой принцип такой, что каждый труд должен быть оплачен. Оплата у нас ежедневная, то есть отработал – получил. Сначала долги предприятия, работники, а потом уже себе. Поэтому, чего бы мне это не стоило, но сотрудники должны вовремя получать свою зарплату. И вот прошло почти уже 10 лет, мы держимся на плаву. Слава богу, нас обошли стороной локдауны, мы сразу подавали заявки и нам разрешали работать в пандемию. Непросто с кадрами, штат у нас небольшой – 8 человек, но мы твёрдо стоим на ногах и люди нас выбирают. Если посмотреть на статистку, то 85% тех, кто обращается к нам – это наши постоянные клиенты. Когда мы начинали своё дело, думали, что уже и ковров ни у кого нет, просто решили попробовать. А оказалось, что у людей очень много ковров и нашими услугами пользуются не только пенсионеры, но и много молодых людей, особенно те, у кого есть дети.
Конечно, по истечению лет на рынке появилось много конкурентов и если мы сейчас крепко стоим на ногах, значит выдерживаем эту конкуренцию. Тем более, что здоровая конкуренция должна быть на рынке, это стимулирует развитие.
- Вы говорили, что в самом начале пути на открытие бизнеса брали потребительские кредиты, сейчас пользуетесь кредитами, господдержкой?
- Да, 10 лет назад было сложнее открывать бизнес, сейчас, кончено, легче, так как существует много разных видов поддержки малого бизнеса. И мы ими пользуемся. На начальном этапе мы сами закупили всё оборудование, а последние два года полностью модернизировали, уже благодаря господдержке и льготным кредитам. Мы брали кредит, закупали новое оборудование, рассчитывались, опять брали кредит и так далее.
В центре «Мой бизнес» мы получили безвозмездную поддержку. Благодаря центру, забрендировали машину, отпечатали баннеры, а также буклеты, визитки. И за такой поддержкой обращались уже дважды, очень рады, что она существует. Также благодаря «Моему бизнесу» подключили полную версию программы лояльности UDS, пользуемся ею третий год. Теперь у клиентов есть не только те скидки, которые мы даём – это постоянная 10% скидка пенсионерам и инвалидам, но и система бонусов. Радует, что ребята в «Моем бизнесе» отзывчивые, что они не просто помогли и забыли, они буквально «ведут» предпринимателей. В этом году я просто позвонила поздороваться, спросить, нет ли каких-то новых программ. Они сразу мне ответили положительно, обо всем рассказали, помогли получить государственную помощь.
- Сложно ли вам было начинать свое дело – психологически, физически?
- Считаю, что открыть бизнес не так уж и сложно, просто надо приложить усилия. Можно добиться всего, тем более сейчас столько информации, инструментов, разных курсов, которые можно пройти даже бесплатно в государственных центрах поддержки предпринимательства. Самое главное – желание и цель. Если я чего-то хочу, то я обязательно это добьюсь, чего бы мне это не стоило. И до сих пор чему-то учусь, пусть даже порой «методом тыка».
А жизнь – она одна у всех, её надо жить сейчас. Не надо опускать руки, жалеть себя и говорить, что вот когда-то у меня будет то-то. Делайте это сейчас! Тем более я живу в доме колясочников и хочу сказать одно, что инвалидом можно стать за три секунды – попал в аварию, упал, неудачно нырнул и так далее. Но в любом состоянии нужно оставаться человеком, да мне где-то сложнее, где-то требуются дополнительные условия. Но на самом деле мне нужно не так уж и много – широкие двери, пандус. Я живу одна и делаю всё сама. И я живу полной жизнью, я счастливый человек. А если бы я ждала чуда, то в этой жизни у меня не было бы ничего.
Cannot find 'storytelling' template with page ''