Декрет как шанс поменять нелюбимую работу на дело мечты

Отсутствие поддержки и маленький ребёнок на руках — не повод возвращаться на нелюбимую работу. Декрет может стать трамплином в новую жизнь — если найти дело, от которого горят глаза, поверить в себя и прочитать историю успеха Натальи Кириковой. Семь лет назад она не побоялась, рискнула и собрала сливки с козьего молока.

Проблемы — это новые возможности

Сегодня она варит натуральное мыло и эко-шампунь, продаёт волшебное масло «для всего» и помогает взрослым и детям избавиться от дерматита и других проблем с кожей.

А в прошлой жизни Наталья Кирикова была бухгалтером. Уставшим от работы бухгалтером. Она уже ненавидела цифры и годовые отчёты, но на что их променять, не представляла.

«В 2012 году родился сын, у меня не было молока, а у него была жуткая аллергия на все смеси, даже на гипоаллергенные. Мы не могли подобрать ему вообще ничего, практически месяц ребёнок питался водой с сахаром. Любая смесь — это жуткие боли, высыпания, коросты.


И вот в очередной раз я сидела, плакала, жаловалась маме: «Ведь должен быть выход, вряд ли мой ребёнок первый с этим столкнулся?». И мама подсказала –  раньше детей кормили козьим молоком. Давай, говорит, попробуем. Согласилась. Начала покупать у себя в Сотниково, а оно невкусное. Даже нюхать невозможно. Ну что, я же мать, неужели я ради своего ребёнка козу не заведу?».

Из бухгалтеров — в скотоводы

Первую козу Наталье купили родители, привезли из родного Кабанского района. Сама она жила в Сотниково, но даже не представляла, с какой стороны подойти к животному. А уж тем более, как козу доить. Но глаза боятся, руки делают. Всё получилось, а излишки молока Наталья начала продавать. Козы стали первым способом заработка в декрете, а поголовье постепенно выросло до 50 штук.

«Спрос был очень высокий на козье молоко, и я поняла, как много родителей столкнулись с той же проблемой, что и мы. Я не знаю, как тогда успевала всё. Но я брала грудничка-сына, сажала в машину, и вместе с ним развозила банки по клиентам.


У ребёнка дерматит ушёл. Но у меня у самой была проблемная кожа, волдыри по всему телу, и ничего не помогало — ни наши местные дерматологи, ни косметологи. Дорогостоящие препараты или процедуры давали лишь временный эффект.


Мне говорили: либо гормональный фон нарушен, либо косметические средства раздражают кожу. Сдала анализы — с гормонами всё было в норме. И тут я наткнулась на статью в интернете, там писали, что хорошо помогает козье молоко — оно содержит казеин, и этот белок восстанавливает кожу. Я сварила себе мыло, и оно действительно помогло — раздражение ушло».

Так появилась «Коза-дереза» — натуральная косметика ручной работы с лечебным эффектом. А Наталья довольно быстро поняла — ребёнок, стадо коз и новое производство отнимают слишком много сил. Чтобы развиваться дальше, нужно чем-то пожертвовать.

Козы уехали к новому хозяину, а она с головой ушла в новый бизнес. Для начала раздала мыло всем постоянным клиентам — тем, кто покупал молоко. Завела страничку в социальных сетях и начала продавать. Рекламу почти не давала, сработало «сарафанное радио».

«Дома меня вообще никто не поддерживал, серьёзно. Начиная от уже бывшего мужа, заканчивая родителями. “Ты какой-то ерундой занимаешься” –, говорили они мне. И считали, что всю жизнь ходить с козами по полям Сотниковским — вот это и есть счастье. Но когда эта «ерунда» начала реальные деньги приносить, они своё мнение поменяли, и я услышала: “Ну, да, наверное, этим выгодно заниматься”.


Без поддержки было сложно, но у меня такой характер — дойти до конца, доказать себе, что я смогу. Это было полтора года назад. И довольно быстро я поняла, что ходить и продавать по одному кусочку мне невыгодно. Лучше найти мини-оптовика. Так я вышла на организаторов совместных покупок и, грубо говоря, за два месяца с 10 тысяч рублей поднялась до 100.


Почему получилось? Потому что работает продукт, помогает. Тогда и на цену не смотрят. Я вспоминаю себя, то время, когда я скупала в аптеках все средства, мази, крем, я тоже не смотрела на цену. Мне важен был результат. Сейчас у меня целая папка отзывов и она стабильно пополняется. Перечитываю порой, и огромную гордость испытываю. Правда».

Нашли и помогли

Этой осенью Наталье в директ пришло необычное сообщение. Не от клиента. Центр поддержки предпринимательства «Мой бизнес» пригласил её участвовать в социальном акселераторе. А она уже давно живёт в соседнем с центром доме, каждый день видит, как в центр заходят люди, но сама зайти туда не решается.

«Прошлым летом я была по делам в бизнес-инкубаторе, там спросила, можно ли мне получить какую-то господдержку. Сказали, нет. Я так и думала, что нельзя, что это для «избранных» всё.


Когда «Мой бизнес» мне написал, я удивилась. Но решила: а почему бы не попробовать? И пришла. Конечно, было волнение. Самым страшным для меня было то, что каждую неделю мы должны были презентовать свой проект. Как говорить? С чего начать? Что говорить, а что — не нужно? Боялась выглядеть глупо, но смогла завоевать аудиторию с первого раза. Хотя не было даже презентации, я просто вышла и рассказала.


И потом нас каждую неделю на протяжении полутора месяцев этому учили.  Психологи с нами работали, коучи, маркетологи. Проверяли, можем ли мы работать в команде. Потому что если хочешь вести свой бизнес, она нужна. Ты не сможешь разорваться и что-то толковое сделать. Нужно уметь делегировать».

Обучением в акселераторе поддержка «Моего бизнеса» не ограничилась. Наталье дали помещение в бизнес-инкубаторе, подобрали инвестора, разработали маркетинговый план, помогли с документами на новое ООО. Всё это предприниматель получила бесплатно. В планах — новый дизайн этикеток и даже выход на экспорт.

«У меня с самого начала обороты начали расти очень быстро. Я понимала, что нужно расширяться, увеличиваться. А как я это сделаю? Я не представляла. Сидела, делала мыло в своей квартире. Понимала, что нужно помещение, нужны какие-то другие рынки сбыта, те же магазины. Но как это сделать? Куда пойти?


И поэтому, когда в центре меня спросили «Что ещё тебе нужно?», я сказала, что мне нужны деньги и инвестор. Инвестора мне нашли быстро, ему понравилась продукция, и мы начали работать.


«Мой бизнес» разработал нам маркетинговый план, там прописано, что у нас хорошо, а что нужно поменять. Например, надо доработать упаковку. И с этим они нам тоже помогут. А уже потом сможем идти на экспорт — тоже с их поддержкой. Сейчас пока предлагают нам съездить в Хабаровск, в Нижний Новгород, на выставки».

Без дяди Баира

Но пока Наталья не может оставить бизнес даже на пару дней. Производством продукции она всё ещё занимается в одиночку. Расширяться планирует после Нового года.

Изменится и ассортиментная линейка «Козы-дерезы»: появится новое мыло, в том числе, жидкое, скрабы для тела, маски для лица — всё, что давно просят покупатели.

Но сперва нужно придумать упаковку и проработать состав. Технолога нет, Наталья всё делает сама. С первым мылом она провозилась месяца три, прежде, чем результат устроил. Говорит, сейчас будет проще, ведь она уже понимает, что к чему.

«Нас выбирают за натуральный состав. На некоторых баночках в магазинах тоже красиво написано большими буквами «травы», «натуральное». Но попробуйте прочитать состав. А у нас на самом деле натуральное.


Я свою проблему решила, нашим клиентам тоже помогает. Кожа увлажняется, начинает восстанавливаться. Продукцией «Козы-дерезы» можно пользоваться с 0+, её покупают и себе, и маленьким детям, и подросткам».


Но хотя бы заказы Наталья уже не развозит сама. Есть помощник-курьер, на появление которого она решилась с трудом. Привыкла держать всё под контролем и боялась, что как только доверит сборку и доставку кому-то другому, всё сразу пойдёт кувырком. Не пошло.

«Сейчас я уже немного расслабилась. Поняла: действительно, лучше часть работы другому отдать, а самой разгрузиться. Это, наверное, приходит в процессе, когда понимаешь, что по-другому уже не успеваешь и выхода нет».

В планах Натальи тонна продукции в месяц. Это в пять раз больше, чем сейчас. Пока продукция «Козы-дерезы» продаётся в собственном офисе в бизнес-инкубаторе, в экомаркете в ТРЦ «Forum», есть точка в ТРЦ «People’s Park».

Но компания уже ведёт переговоры с крупными сетями Бурятии: «Титаном» и «Абсолютом». Заинтересовался «Козой-дерезой» и «Барис», а сеть магазинов «Николаевский» уже берёт пробную партию для двух магазинов в Улан-Удэ. Если всё пойдёт хорошо, натуральное мыло можно будет купить и в остальных магазинах сети. В том числе, в Забайкальском крае. Наталья признаётся: социальный акселератор дал хороший опыт ведения переговоров — предлагать своё мыло торговым магнатам больше не страшно.

Ещё один долгосрочный план — продолжать сотрудничество с центром поддержки предпринимательства «Мой бизнес».

«Честно, я никогда в жизни не думала, что у нас государство может помогать, особенно предпринимателям. Особенно тут, в Бурятии. У нас же всё через «дядю Баира», ну серьезно! А здесь никаких «дядь»: просто смотрят проект, считают доходность и принимают решение — будем помогать. Главное, чтобы проект был прибыльным.


Хотя я понимаю недоверие предпринимателей. Я сама до последнего ходила и не верила, как так? В чем же подвох? С какой же стороны мне прилетит? До сих пор ничего не прилетело.


Поэтому тем, кто сидит дома с какой-то идеей, я советую прийти в «Мой бизнес». Один пример: у нас на акселераторе был молодой человек, Соёл. Первый проект ему забраковали, сказали, нереально. На вторую неделю он придумал новый, и снова услышал «нет». На протяжении шести недель он генерировал идеи, и в итоге на шестой неделе «выстрелил». Они помогают.


Если бы в то время, когда я заводила первую козу, уже был «Мой бизнес», сейчас бы у меня была большая ферма, наверное. Я вижу, как сейчас поддерживают фермеров, это важно. Я в своё время, чтобы сделать простую справку на молоко, проходила семь кругов бюрократического ада.


И вообще, я считаю, что легче заниматься своим бизнесом, чем работать по найму. И не надо бояться проверок, контролирующих органов. В офисе ведь тоже свои начальники есть. Зато бизнес — это любимое дело. Я лично им горю, живу, мне хочется бежать на работу. Вспоминаю бухгалтерию, как страшный сон и сегодня уже не представляю, что занимаюсь чем-то иным».



Cannot find 'storytelling' template with page ''